что делать, если на ТВ черный экран?
Выход из строя ламп или светодиодовБлок питанияПлата T-ConНеисправность матрицы
Темный экран телевизора: что делать?
В новых моделях телевизоров Самсунг, Филипс, LG потемнение дисплея может быть связано с выставленным режимом экономии энергии, включенным ночным режимом, некорректными настройками контрастности, яркости. Среди аппаратных поломок, вызывающих проблему, можно выделить неисправность светодиодов, ламп подсветки, схемы управления подсветкой, неполадки в работе модуля-преобразователя или инвертора.
В моделях более раннего периода выпуска потемнение нижней части экрана связано с неисправностью схемы питания одной из ламп подсветки. В новых устройствах – с перегоранием светодиодных лент, подсвечивающих матрицу. Более подробно обо всех причинах, из-за которых темнеет дисплей, поговорим в нашей статье.
Выход из строя ламп или светодиодов
У телевизора темный экран, и вы не знаете, что делать? Если дисплей черный сразу при включении ТВ, вероятно, сломана подсветка матрицы. Это самая частая причина такой неисправности. Чтобы проверить теорию, нужно выполнить простую проверку – посветить в дисплей телевизора фонариком. Если изображение появится, надо восстанавливать элементы подсветки.
В ЖК телевизорах темный экран говорит о перегоревших флуоресцентных лампах жидкокристаллического монитора. На плазменных моделях подсветка отсутствует, здесь выгорают пиксели. Это происходит из-за попадания прямых солнечных лучей на дисплей, пыли либо поломки системы охлаждения.
В LED телевизорах темный экран возникает из-за выгоревших светодиодов LED подсветки. Также проблему может вызвать неисправность драйвера питания подсветки. Для определения поломки проверяют напряжение. При неисправности драйвера его нет, при перегорании светодиодов напряжение подается, но цепь размыкается и не срабатывает. Драйвер можно отремонтировать, диоды полностью меняют.
У вас такая же проблема?
+7 (495) 134-84-83Блок питания
Блок питания – важная деталь любого телевизора. Из-за того, что он вышел из строя, не только темнеет экран, но и происходят другие серьезные сбои. Поломку блока питания определяют, предварительно отключив технику из розетки. Деталь осматривают, демонтировав заднюю крышку корпуса.
Повреждения заметны визуально. Обгоревшие дырки, опаленные участки, вздувшиеся конденсаторы на блоке питания свидетельствуют о том, что он сломан. Обычно БП меняют полностью. Восстановление возможно только в редких случаях.
Плата T-Con
Плата T-con представляет собой связующее звено между экраном и матрицей. Ее функция – точность передачи информации. То есть если картинка искажается, вероятно, проблема в плате. На ряде моделей ТВ можно проверить, исправна ли деталь, после вывода на дисплей специальной картинки.
Неисправная плата T-con требует замены. Но не всегда причина в ней. Иногда виноват кабель LVDS, у которого окислились контакты, в результате чего нарушилась передача сигнала. Поэтому кабель также нужно осмотреть и, при необходимости, очистить контакты. Учтите, что микросхемы хрупкие и не выдерживают сильного воздействия. Поэтому если сомневаетесь, что сможете сделать очистку аккуратно, лучше обратитесь к профессионалам.
Неисправность матрицы
Матрица находится между внешним стеклом и экраном телевизора. От нее зависит сила облучения, которая исходит от дисплея, четкость текстур, резкость, угол наклона и прочие параметры изображения. Состоит матрица из большого количества жидкокристаллических ячеек, расположенных систематично.
Неисправности матрицы возникают из-за механического воздействия. Экран новых моделей ТВ очень хрупкий, если стекло немного оцарапано, на комфорт просмотра передач это не повлияет, но если ударить по дисплею с силой, он пострадает. Из-за повреждения матрицу придется менять.
За такой ремонт сервисные центры практически не берутся. Замена матрицы нецелесообразна, т.к. стоимость работы сопоставима с покупкой новой техники.
Матрица может сломаться и из-за воздействия жидкости. Электроды, которые постоянно соприкасаются с влагой, разрушаются.
Контакт нарушается, и картинка начинает транслироваться с помехами в виде полос или исчезает полностью. В этом случае также требуется замена матрицы, которую проводить нецелесообразно по причине высокой стоимости ремонта. Поэтому мы рекомендуем строго соблюдать правила эксплуатации техники, обращаться с телевизором аккуратно, чтобы продлить срок службы матрицы надолго.Если телевизор показывает черный экран, не пытайтесь ремонтировать его самостоятельно. Обратитесь к мастерам сервисного центра, которые быстро установят и ликвидируют поломку.
Оцените нашу статью
Рейтинг: 4,5/5 — 4 голосов
Чёрный экран как средство киновыразительности
Закадровый голос в фильме Криса Маркера «Без солнца» (1983) сообщает: «Первое изображение, о котором он мне рассказал, — трое детей на дороге в Исландии в 1965 году. Он сказал, что для него оно олицетворяет счастье, и он несколько раз пытался соединить его с другими кадрами, но этого никогда не получалось. Он писал мне: “Однажды я просто поставлю их в начало фильма, а потом на какое-то время оставлю экран черным… Если люди не увидят в этой картине счастье, то заметят хотя бы темноту”». О таком неявном элементе кино, как черный экран, рассказывает автор зина «К!» и исследовательница визуальной культуры Ира Медведева.
«Без солнца» (1983), реж. Крис МаркерВ работе «О понятии истории» («Тезисы о философии истории») Вальтера Беньямина можно проследить, как организован текст: он обладает фрагментарностью и дискретностью. Части текста, разделенные цифрами, помогают схватывать самые важные идеи и выстраивать понимание общего нарратива. Главным понятием в обозначении этого текста как некоего полотна является прерывание, которое можно связать с разрывами (в том числе и нарративными) — несинхроническими моментами, множественными темпоральными измерениями. В близкой письму сфере — в кинематографе — прерывание также выполняет определенные функции. Письмо есть способ существования языка, а кинематограф, прежде всего, — язык визуальный; «письмо движущимися изображениями и звуками» [1]. Прерывание, или пауза, — то, что объединяет письмо и кинематограф.
Чтобы расширить понятие паузы/прерывания, следует перейти в другую терминологическую область и ввести понятие цезуры из словаря поэзии. Итак, цезура (греч. τομή «рассечение, отсечение, отрубание») — это ритмическая пауза в стихотворении, представляющая собой несовпадение, разъединение между звуком и смыслом. Но как визуально выражается прерывание и цезура в кинематографе? Можно предположить, что самая контрастная и выразительная пауза в кино, которой пользуются многие кинематографисты, — это черный экран.
В первой половине прошлого века этот прием был инструментом традиционной техники повествования: сцена завершилась → черный экран свидетельствует о переходе к новой сцене → действие начинается снова. Черный экран здесь не играет смысловой роли, а только условно разграничивает действие. Этот прием широко используют и в наши дни: например, в недавнем фильме Роя Андерссона «О бесконечности» (2019) черный экран разделяет истории-новеллы. Но больший интерес представляет черный экран как средство киновыразительности, применяемое автором для определенной художественной цели.
МОНТАЖ АФФЕКТА
Прерывание кинокартины посредством черного экрана возможно благодаря монтажу. Джорджо Агамбен на шестой Международной неделе видео в Женеве, которая проходила в ноябре 1995 года, сказал: «Наиболее собственный атрибут кино это монтаж. Но что такое монтаж, или, точнее, каковы условия возможности монтажа? В философии, начиная с Канта, условия возможности чего-либо определялись как трансценденталии. Каковы тогда трансценденталии монтажа? Их две: повторение и прерывание» [2].
Нарочитое прерывание через черный экран наглядно продемонстрировано в фильме «Три цвета: Синий» (1993) Кшиштофа Кесьлёвского. Мы наблюдаем за главной героиней Жюли, находящейся в депрессии после потери близких в автокатастрофе. О ее боли говорит не только выражение лица, мимика или пространство, которое ее окружает. Во время диалогов с другими людьми повседневную речь (текст) героини в определенные моменты разрывают музыка и черный экран, длящиеся несколько секунд.
«Три цвета: Синий» (1993), реж. Кшиштоф КесьлёвскийМы понимаем, что сознание героини зацепилось за какую-то болезненную деталь и на время «выключилось». Мы буквально видим аффект: героине не удается полностью сохранять рассудок. Эти фрагментарные провалы в сознании и коммуникативные разрывы — и есть та самая визуальная цезура, вмонтированная в киноповествование. Здесь элемент прерывания выступает не как хронологическая пауза, а скорее как инструмент, который подрывает и выдвигает образ за рамки нарратива. Зрителю сложно воспринимать нефигуративное (в данном случае — отсутствие образа), потому что невозможно идентифицировать себя с ничем. Но здесь этот прием имеет обратное значение: через черный экран мы проникаем в мир персонажа, лучше понимаем ее тяжелое, почти безвыходное душевное состояние.
Подобная визуальная пунктуация есть в фильме «Мертвец» (1995) Джима Джармуша. Черный экран, плавно возникающий из кадра, зритель видит каждый раз, когда главный герой, голодный и мертвый (?) Уильям Блейк, теряет сознание — так этот прием объясняет режиссер картины. Также, по словам Джармуша, черный экран задает открытый финал: действительно ли Блейк умер или это очередное «отключение» сознания? Или же он просто уснул?
Похожую функцию черный экран выполняет в фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда» (1997). В начале фильма черный экран разделяет день и ночь. В этом смысле он — состояние между временами суток, явный разграничитель. Также в первой половине фильма повествование сбито, и черный экран показывает намеренные пробелы (или же прерывания) в нарративе. В какой-то момент черный экран появляется, когда сознание главного героя, Фреда или Пита, выключается. Картина обладает цикличной темпоральностью: фильм начинается и заканчивается уходящей вглубь экрана дорогой; внутри фильма персонажи соотнесены между собой, в каком-то смысле они заканчивают и начинают истории друг друга. Со временем черный экран перестает появляться — значит, рамки между ночью и днем, сном и реальностью, нормой и безумием полностью стираются. Как-то раз я смотрела «Шоссе…» по телевизору, и канал транслировал фильм несколько суток подряд на репите — это был удивительный киноопыт.
«Шоссе в никуда» (1997), реж. Дэвид ЛинчВ документальном фильме «Фаренгейт 9/11» (2004) Майкла Мура черный экран появляется только один раз — после небольшого введения в начале фильма. Он длится одну минуту. На фоне слышно, как в башни-близнецы врезается самолет, затем крики людей и звуки сирен. Спустя какое-то время в здания врезается второй самолет. Постепенно темнота рассеивается, и мы видим лица людей, искаженные ужасом. Черный экран здесь можно воспринимать по-разному. С одной стороны, как минуту молчания, траур по погибшим. Каждый рисует в голове картину трагедии, у каждого трагедия — своя. С другой стороны, исходя из дальнейшей интенции Мура, можно предположить, что черный экран — это неведение, в котором жили и до сих пор живут люди.
НАЧАЛО И КОНЕЦ
Рассуждая о тотальности черного экрана, нельзя не вспомнить о Казимире Малевиче. Его «Черный супрематический квадрат» стал новой точкой отсчета для истории искусства, благодаря ему стала возможна жизнь беспредметного в его абсолютном виде. «Нуль форм» (nihil, или ничто), «пустыня небытия» — по словам самого Малевича.
Ханс Рихтер, один из основоположников дада, был знаком с Малевичем и планировал снять фильм по его сценарию, однако этому замыслу не суждено было осуществиться [3]. В 1921 году Рихтер снимает фильм «Ритм 21», где, конечно, не может обойти стороной черный квадрат-экран. Фильм начинается с диалектического противостояния черного и белого; затем следует взаимопроникновение, открывание и закрывание самых сильных форм; поглощение и, наконец, выход фигур в определенный ритм. В завершении фильма можно распознать позитивную ноту — белый все–таки побеждает (или подчиняет?) тотальность черного, оставляя его маленькой, уходящей в даль перспективы формой. Спустя пять лет Рихтер снимает фильм «Киноэтюд» (1926), где выводит диалектическое противостояние на новый план: теперь это противостояние органического (рассредоточенности взгляда) и геометрического (законченного).
«Ритм 21» (1921), реж. Ханс РихтерВ 1930 году немецкий кинорежиссер Вальтер Руттманн делает один из своих самых экспериментальных фильмов — «Выходной». Это аудио-фильм, снятый для берлинского радио Hour. Визуально он состоит только из черного экрана. Звуки окружающего мира, которые использованы в фильме, долго собирались и монтировались самим автором. Таким образом Руттманн явил природу звукового кино — ведь именно звук показал зрителю-слушателю обычный берлинский выходной день. «Все слышимое в мире становится материальным», — писал он в манифесте 1929 года, предваряя Шеффера, Варезе, Кейджа и других деятелей музыкального авангарда.
***
Самый радикальный фильм, половину хронометража которого занимает черный экран, снял французский авангардный режиссер Ги Дебор. «Завывания в честь де Сада» (1952) воспринимался зрителем как издевательство. Визуально фильм состоял из чередования черного и белого экрана, аудиально — из тишины и антинарративных диалогов и монологов (буквально — «белый шум»). С этого момента можно говорить о главном трансцендентальном условии кинематографа — повторении.
Зрители смотрели этот фильм в кинозале, оказавшись во время трансляции черного экрана в полной темноте и тишине — наедине с собой. Неудивительно, что первый кинопоказ был прерван и вызвал возмущение, о чем сам режиссер в журнале «Потлач» сообщает так: «Демонстрация киноленты “Завывания в честь де Сада”, состоявшаяся вечером 30 июня 1952 г. в якобы авангардистском киноклубе, вызвала бурю негодования среди зрителей». Ги Дебор называл кино «сном для лунатиков» и хотел упразднить иллюзию, которой способствовал кинематограф, отвлечь зрителя от пассивного созерцания и вернуть его к реальной жизни. Этот замысел ему удался: спустя двадцать минут, раздраженные происходящим, все зрители вышли из кинотеатра.
«Завывания в честь де Сада» (1952), реж. Ги ДеборГи Дебор не подозревал, как этот эффект может работать в будущем. Для этого обратимся к концепту рецептивной эстетики и подумаем, как смотрят кино в наше время. Интересно, что сейчас этот прием может вызвать у нас еще большее раздражение и негодование, чем у наших предшественников семьдесят лет назад. Мы смотрим кино с экранов компьютеров или смартфонов. Что мы увидим, когда появится продолжительный черный экран? Свое отражение. Черное зеркало. Прямое столкновение с Я. Ги Дебор, возможно, сам того не ведая, задал открытую структуру черному экрану, где смысл может конструироваться в зависимости от времени и места просмотра этого фильма.
***
Деятели экспериментального кино 1960-х тоже использовали черный экран как средство киновыразительности. Апологет так называемого структурного кино (structural film) Петер Кубелка в своем фильме «Арнульф Райнер» (1960) использует только черные и белые кадры. Динамичное чередование черного и белого, а также звука и тишины рождает диссоциацию всех элементов и приводит к стробоскопическому эффекту. Можно предположить, что Кубелка в каком-то роде продолжает идею Ги Дебора, используя только два кадра. Однако он мыслит диалектическое отношение черного и белого в ином ключе: два цвета здесь представляют эксперимент в области тотального физиологического воздействия на зрителя. Для одних этот фильм может стать позывом к рвоте, для других — к удовольствию, сродни экстазу эпилептика перед припадком.
«Арнульф Райнер» (1960), реж. Петер Кубелка«Мерцание» (1966) — фильм Тони Конрада, состоящий всего из пяти кадров: предупреждающий кадр, два титульных кадра, черный кадр и белый кадр. Черный экран — на самом деле просто закрытый объектив камеры. В этом фильме, как и в предыдущем, изобразительность и образность (а также идеологичность кинематографа) сжаты до минимума — мы смотрим не кино, которое являет образ-движение и/или образ-время, а лишь мерцания и прерывания. Черный экран здесь — элемент не столько киновыразительности, сколько кинопредельности.
Розалинд Краусс и Хэл Фостер в книге «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» пишут о «мерцающих» фильмах: «Визуальное “заикание” позволяет зрителю воочию наблюдать обособленные единицы, из которых состоит кинематографический медиум, прямо в ходе проекции. С одной стороны, эта визуальная атака прерывает всякую идентификацию по принципу “сшивания”, с другой — особым образом стимулирует нервную систему».
Фильмы «Арнульф Райнер» и «Мерцание» в каком-то смысле приводят нас к первоприроде кинематографа. Во-первых, к мерцающим и беспорядочно движущимся картинкам через эффект стробоскопа [см. принцип действия первых киноаппаратов]. Во-вторых, эти фильмы записаны на пленку, которую авторы принципиально использовали как единственную материальную форму. В-третьих, просмотр этих фильмов через телесное воздействие травмирует субъектность зрителя (один из первых фильмов, показанный в зале, — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896) — в каком-то роде проделывал с зрителями то же самое). В этом смысле черный экран как важная часть «мерцающего» кино является проводником к протокинематографу.
***
В тексте уже были упомянуты «Черный квадрат» Казимира Малевича и черное зеркало смартфонов. Но этим присутствие черных экранов в нашем повседневном поле зрения не ограничивается. Мы видим черный экран, когда включаем телевизор или приходим в кинозал, — в самом начале и в самом конце кинопросмотра, что условно разграничивает жизнь и не-жизнь (кино). Мы включаемся в эту не-жизнь и так же отключаемся от нее, возвращаясь в действительность.
Первое, что приходит на ум после изобразительного искусства и кинематографа, — black screen of death, возникающий при ошибке на компьютере и ведущий к невозможности работы системы (или же — к ее символической смерти).
Мы открываем Zoom, чтобы войти в очередную конференцию. Первое, что мы увидим — черный экран.
Исидор Изу, режиссер и лидер леттризма, говорил: «Экраны — это зеркала, которые сковывают приключения, заслоняя их подлинные картины и прерывая их».
Мы закрываем глаза — и видим черный экран.
Примечания:
[1] Робер Брессон. Заметки о кинематографе [пер. с фр. М. Одэль]. М., 2017.
[2] Джорджо Агамбен. Кино Ги Дебора. Транслит №12. СПб., 2012.
[3] Margarita Tupitsyn. Malevich and film / with essays by Kazimir Malevich and Victor Tupitsyn. Yale University Press, New Haven., 2002.
Регулировка яркости и цвета экрана на iPhone
На iPhone можно сделать экран ярче или ярче (затемнение экрана продлевает срок службы батареи). Вы также можете настроить яркость и цвет экрана вручную или автоматически с помощью Dark Mode, True Tone и Night Shift.
Отрегулируйте яркость экрана вручную
Чтобы сделать экран iPhone ярче или ярче, выполните одно из следующих действий:
Откройте Пункт управления, затем перетащите .
Выберите «Настройки» > «Экран» и «Яркость», затем перетащите ползунок.
Автоматическая регулировка яркости экрана
iPhone регулирует яркость экрана в соответствии с текущими условиями освещения с помощью встроенного датчика внешней освещенности.
Выберите «Настройки» > «Универсальный доступ».
Коснитесь «Экран и размер текста», затем включите «Автояркость».
Включение или отключение темного режима
Темный режим дает всему iPhone темную цветовую схему, которая идеально подходит для условий низкой освещенности. Включив темный режим, вы можете использовать свой iPhone, например, читая в постели, не мешая человеку рядом с вами.
Выполните одно из следующих действий:
Откройте Центр управления, коснитесь и удерживайте , затем коснитесь, чтобы включить или выключить темный режим.
Выберите «Настройки» > «Экран» и «Яркость», затем выберите «Темный», чтобы включить темный режим, или выберите «Светлый», чтобы отключить его.
Автоматическое включение и выключение темного режима
Вы можете настроить автоматическое включение темного режима ночью (или по индивидуальному расписанию) в настройках.
Выберите «Настройки» > «Экран» и «Яркость».
Включите «Автоматически», затем нажмите «Параметры».
Выберите «От заката до рассвета» или «Пользовательское расписание».
Если вы выберете «Пользовательское расписание», коснитесь параметров, чтобы запланировать время включения и выключения темного режима.
Если вы выберете «От заката до восхода солнца», iPhone использует данные ваших часов и геолокацию, чтобы определить, когда для вас наступает ночь.
Включение или выключение Night Shift
Вы можете включить Night Shift вручную, что полезно, когда вы находитесь в затемненной комнате днем.
Откройте Пункт управления, коснитесь и удерживайте , затем коснитесь .
Расписание Night Shift для автоматического включения и выключения
Расписание Night Shift для смещения цветов на дисплее в более теплый конец спектра в ночное время и облегчения просмотра на экране.
Выберите «Настройки» > «Экран» и «Яркость» > «Night Shift».
Включение по расписанию.
Чтобы настроить цветовой баланс для Night Shift, перетащите ползунок под цветовой температурой в сторону более теплого или холодного конца спектра.
Нажмите «От», затем выберите «От заката до восхода» или «Пользовательское расписание».
Если вы выберете «Пользовательское расписание», коснитесь параметров, чтобы запланировать время включения и выключения Night Shift.
Если вы выберете «От заката до восхода солнца», iPhone использует данные ваших часов и геолокацию, чтобы определить, когда для вас наступает ночь.
Примечание. Параметр «От заката до рассвета» недоступен, если вы отключили Службы геолокации в меню «Настройки» > «Конфиденциальность и безопасность» или если вы отключили «Настройка часового пояса» в «Настройки» > «Конфиденциальность и безопасность» > «Службы геолокации» > «Системные службы».
Включение и выключение True Tone
На поддерживаемых моделях True Tone автоматически адаптирует цвет и яркость дисплея в соответствии с освещением в вашей среде.
Выполните одно из следующих действий:
Откройте Центр управления, коснитесь и удерживайте , затем коснитесь, чтобы включить или отключить True Tone.
Выберите «Настройки» > «Экран» и «Яркость», затем включите или выключите True Tone.
См. также Использование и настройка Пункта управления на iPhone
Темный режим не так полезен для глаз, как вы думаете
Лори Кларк
Наука
Фанаты режима затемненного изображения заявляют о себе целыми лигами помогает снизить нагрузку на глаза, продлить время работы от батареи и улучшить сон. Но темный режим — это не совсем спаситель экрана, каким его считают
Apple / WIRED
Темный режим, который меняет стандартный белый фон на черный, стал де-факто вариантом отображения для самых заботящихся о своем здоровье интернавтов. Подобно опущенным шторам или солнцезащитным очкам, темный режим создает слегка подрывную атмосферу в стиле мистера Робота. Действительно, затемненные дисплеи всегда были предпочтительным режимом среди разработчиков, собирающих код до поздней ночи.
Но темный режим демократизируется. Теперь он доступен на телефонах Android и в операционной системе Apple Mojave, а также во множестве приложений, включая Microsoft Outlook, Safari, Reddit, YouTube, Gmail и Reddit (полный список веб-сайтов, предлагающих темный режим, можно найти здесь). В ответ на жалобы на то, что темно-синий темный режим недостаточно темный, Twitter в начале 2019 года запустил настоящий темный режим, получивший название «Lights Out». Оценка одного из пользователей Твиттера: «Ночной режим в Твиттере всего на 1000% более крутой, чем в обычном», довольно точно отражает реакцию Интернета на темный режим. Spotify, выбравший темный фон в качестве стандартного режима, выбрал этот вид после тестирования различных дизайнов на своих пользователях, которые в подавляющем большинстве предпочитали эту теневую эстетику. «Мы считаем, что когда у вас есть музыка или искусство, которые очень красочны и очень артистичны, и у вас есть красивая обложка для музыки, это действительно более четко видно в подобном продукте, когда речь идет о развлечениях», — сказала Мишель Кадир, директор по разработке продуктов в Spotify.0101 Быстрая Компания .
Но помимо стиля, широкое внедрение темного режима вызвало множество сомнительных заявлений о его предполагаемых преимуществах, включая утверждения о том, что он помогает сосредоточиться, утомляет глаза и продлевает срок службы батареи. Вопрос в том, выиграет ли что-нибудь среднестатистический пользователь компьютера от перехода в этот теневой режим? Здесь мы раскрываем некоторые из наиболее известных утверждений о темном режиме и о том, складываются ли они.
Темный режим снижает нагрузку на глаза
Всего за несколько десятилетий экраны населяют Землю с угрожающей скоростью — теперь они повсюду в доме, офисе и на наших потных ладонях. Из исчерпывающего списка проблем, возникших из-за мерцающей вездесущности Интернета, проблемы, связанные со здоровьем глаз, занимают довольно низкое место. Но это не значит, что люди не пострадали. Исследование 2018 года о цифровом утомлении глаз (DES; также известное как синдром компьютерного зрения), опубликованное в British Medical Journal отмечает, что его распространенность среди пользователей компьютеров может достигать 50 и более процентов.
Это состояние может быть вызвано меньшим, чем обычно, миганием при взгляде на экран. Наши стандартные 15 морганий в минуту могут снизиться до 3,6, когда мы смотрим в наши телефоны или компьютеры, что способствует сухости глаз. По данным Американской оптометрической ассоциации, симптомы, связанные с DES, могут включать головные боли и нечеткость зрения.
Самые популярные
Неудивительно, что все, что предлагает решение этой проблемы, рекламируется как чудодейственное средство. Одно из часто повторяющихся утверждений о темном режиме заключается в том, что это именно так, но основано ли это на фактах? Анна Кокс, профессор взаимодействия человека и компьютера в Калифорнийском университете, оспаривает это, говоря: «Мне не известны какие-либо убедительные доказательства того, что белый текст на черном фоне снижает нагрузку на глаза».
Однако усилие, необходимое для просмотра экрана, может сильно различаться в зависимости от вашего окружения. В слабоосвещенном помещении, где основным источником света является ваш экран, более сильное напряжение глаз вызывает ярко освещенный дисплей. «В затемненной комнате более темные цвета темного режима могут восприниматься как менее раздражающие и убаюкивают людей, заставляя их дольше пользоваться приложением», — говорит Аниша Сингх, профессор взаимодействия человека с компьютером в Калифорнийском университете. И наоборот, в ярко освещенном помещении более темный экран может заставить ваши глаза работать усерднее.
Если вас действительно беспокоит усталость или сухость глаз, возможно, вам лучше приобрести искусственные слезы или матовый экран для вашего устройства. Для самого устройства рекомендации включают повышение контрастности экрана или регулировку яркости, чтобы он не был светлее или темнее, чем ваше окружение. Возможно, вы также захотите проверить источники света вокруг вас — блики от верхнего освещения, отражающиеся на вашем экране, могут сделать его более резким. Отрегулируйте экран на уровне глаз или ниже — экран выше уровня глаз может еще больше высушить глаза.
Но лучшим решением может быть вообще оторваться от компьютера. Ограничение экранного времени — главный совет от Mayo Clinic. Вы также можете использовать правило 20-20-20: каждые 20 минут смотрите на что-то на расстоянии 20 футов в течение 20 секунд.
Темный режим делает текст более разборчивым
По словам Кокса, с точки зрения удобочитаемости обеспечение более высокого контраста между текстом и фоном важнее, чем цветовая схема. Она говорит, что если контраст между обычным и темным режимами одинаков, мы можем не ожидать разницы в читаемости, хотя наше знакомство с черным текстом на белом фоне может дать этому режиму отображения небольшое преимущество.
Исследование, опубликованное в 2013 году психологами Козимой Пипенброк и Сюзанной Майр, показало, что точность и производительность лучше в условиях положительной полярности (т. е. черный текст на белом фоне). В исследовании участвовали участники, которые выполняли как тесты на остроту зрения, так и задания на корректуру. В этих заданиях участники читали быстрее и/или обнаруживали больше ошибок в условии положительной полярности.
Самые популярные
Исследователи объяснили это тем, что когда мы смотрим на яркий фон, наши зрачки сужаются и увеличивают остроту зрения при сканировании текста. При взгляде на черный фон возникает обратный эффект, а расширенные зрачки мешают сосредоточиться на тексте. Исследование Майра первоначально предполагало, что эти эффекты могут быть обращены вспять для пожилых людей, но оказалось, что это не так. Однако это может быть одной из причин того, почему люди тратят больше времени на эти приложения, когда этот режим включен, потому что он снижает разборчивость и делает чтение более трудным.
Этот эффект еще более актуален для людей с астигматизмом по Сингху, состоянием, при котором глаз не имеет сферической формы, которым страдает около 50 процентов населения. Однако при заболеваниях глаз, вызывающих чувствительность к свету, таких как светобоязнь или кератоконус, а также при потере зрения режим чернильного дисплея может оказаться полезным.
Темный режим лучше продлевает срок службы батареи
Одно из утверждений о темном режиме, которое имеет больше доказательств, — это его свойства экономии заряда батареи. Однако это зависит от типа экрана вашего телефона. Для экранов OLED (органические светодиоды) темный режим обеспечивает экономию заряда батареи. Это связано с тем, что в этом типе экрана каждый пиксель загорается отдельно, а это означает, что когда пиксель черный, он деактивирован. Для старых ЖК-экранов нет никаких преимуществ, потому что они имеют заднюю подсветку, а это означает, что даже при отображении черного цвета пиксели подсвечиваются.
До недавнего времени большинство телефонов выпускались с ЖК-экранами. iPhone X стал первым телефоном Apple с OLED-экраном. Другие телефоны с OLED-дисплеями включают Samsung Galaxy S10 и Huawei Mate P30. Для этих телефонов темный режим может предложить полезные возможности для экономии заряда батареи. Отчет iFixIt показал, что энергопотребление телефона Android, отображающего скриншот Google Maps в ночном режиме, снизилось на 63%.
Темный режим повышает концентрацию и снижает отвлекаемость
Темный режим был связан с заявлениями о нашей способности сосредоточиться: Apple запустила темный режим Мохаве с обещанием «рабочей среды без отвлекающих факторов, приятной для глаз — во всех отношениях». Но есть ли основания полагать, что темный режим способствует концентрации?
«Было доказано, что более светлый фон лучше для концентрации и производительности», — говорит Сингх. Кокс также оспаривает утверждение о том, что темный режим помогает сосредоточиться, говоря, что она не знает «какого-либо механизма», который означал бы, что это так. Это объясняется природой отвлечения, которое исходит из двух источников: один внешний — ваш телефон гудит или кто-то выкрикивает ваше имя, а другой — внутренний: ваш мозг спонтанно всплывает на смущающий отрывок из воспоминаний пятилетней давности. «К сожалению, отвлекающие факторы, вызванные внешними факторами, не исчезают просто из-за изменения цвета, а внутренние отвлекающие факторы не подавляются взглядом на что-то темное», — говорит Кокс.
Самые популярные
Однако может быть больше причин полагать, что темный режим может помочь сосредоточиться. Было показано, что мерцание экрана, вызванное частотой обновления экрана компьютера, влияет на концентрацию. Нилли Лави, профессор психологии Калифорнийского университета Лондона, специализирующаяся на нейронных механизмах внимания, отвлечения внимания и зрительного восприятия, исследовала мерцание в исследовательской среде. «Мы показали, что мозг может реагировать на мерцание в окружающем пространстве, даже если вы не осознаете этого», — говорит она. Лави предполагает, что чисто черный фон устранит мерцание и, таким образом, устранит этот источник подсознательной статики.
«В нашем исследовании мы всегда используем темный режим», — говорит Лави, чья работа изучает отвлекаемость. В ее экспериментах стимулы представлены белым цветом на черном фоне, а не наоборот, в экспериментах, где участник должен смотреть на экран в течение часа или дольше. «Потому что мы обнаружили, что это тревожно. Мы обнаружили, что белый фон сам по себе создает некоторые помехи и может уменьшить помехи от других раздражителей».
Твиттер обнаружил, что пользователи проводят больше времени в приложении, когда этот режим включен. Но вместо большей концентрации это может быть связано с тем, что этот режим менее суров для пользователей, прокручивающих в постели. Вопреки тому, что приложения заявляют о темном режиме — что он предназначен для того, чтобы помочь нам сконцентрироваться и успокоить нас — истинным мотивом может быть то, что лежит в основе большинства дизайнерских решений приложений: просто чтобы мы оставались в них дольше.
Темный режим лучше для сна
К настоящему моменту вы, вероятно, уже знакомы с общественным (экранным) врагом номер один: синим светом. Это напряжение цветового спектра переводит наш мозг в состояние бодрствования, вмешиваясь в его механизм, способствующий засыпанию, и затрудняет восстанавливающий ночной сон. Широко распространенное исследование 2018 года еще больше демонизировало синий свет, предполагая, что он способствует дегенерации желтого пятна, но с тех пор это исследование было осуждено Американской академией офтальмологии за то, что оно полагалось на надуманные методы и не брало клетки из глаз.
«Свет от iPad и светодиодных экранов может производить сине-белый свет в количествах, которые влияют на мелатонин и, соответственно, сон и циркадные ритмы, — говорит Сингх. Это требует дополнительных исследований, так как это только что стало горячей новинкой».
Настоящие темные режимы уменьшают уровень синего света, излучаемого нашими экранами, но этого также можно достичь в некоторой степени, переключившись в ночные режимы, которые заменяют более резкий синий свет более мелатониновыми оранжевыми оттенками, или регулируя цветовую температуру. Тем не менее, лучше всего ограничить экранное время за час или два до сна.
Хотите узнать больше о будущем благополучия и счастья?
Эта статья является частью нашей серии подробных исследований о том, как технологии меняют благополучие, счастье и пространство, в котором мы живем.
От того, что движет самыми счастливыми странами мира, до приложений, которыми мы пользуемся ежедневно, мы смотрим, как технологии и идеи меняют наше благополучие – к лучшему или к худшему.
Ваш комментарий будет первым