Калибровка проектора или телевизора в домашних условиях (часть 1) • Stereo.ru
Все началось с того, что мне разонравилось изображение на проекторе, перед которым я раньше стоял на коленях. Не знаю, возможно, старческое, или просто лампа «плывет», но какими-то грязноватыми сделались тени. Мысль о видеотерроре калибровкой не раз посещала меня долгими зимними вечерами. Тем более в доме давно хотелось единообразия картинки дисплеев.
Оговорюсь сразу, профессиональные инсталляторы с Klein за полмиллиона могут дальше не читать. Этот разговор продолжится в сугубо бытовом поле — как дилетантам контролировать свои видеоустройства с минимальными вложениями?
Для самых нищих различные тестовые программы и диски предлагают это сделать на глазок: «Выставите яркость так, чтобы все серые, а затем белые клинышки были видны…», ну и так далее. Будем считать, что подобными процедурами все уже наигрались, останавливаться на них не будем. Калибровкой дисплеев также интересуются граждане-фотографы и цветокорректоры. Для этих нужд они используют специальные колориметры, как правило, производства Spider или X-Rite. На ebay мною была выбрана модель X-Rite ColorMunki Display за 150 долларов. Устройство, внешним видом напоминающее компьютерную мышку с грузиком, вешается на экран и считывает изображение шаблона, сравнивая его с генерированными цветовыми координатами. О каких координатах идет речь?
Система цветопостроения RGB (красный-зеленый-синий) взята не с потолка. Светочувствительные колбочки в наших глазах работают с тремя длинами волн. Прямо как радиоприемник! Коротковолновое излучение относится к фиолетово-синему спектру. Среднюю волну демонстрирует зелено-желтый раздел. Самые длинные волны у красного, а дальше в инфракрасном диапазоне мы уже не видим, равно как и в коротком ультрафиолете. Сочетание в разных долях красного, зеленого и синего цветов образует все богатство красок, которое нас окружает.
Колориметр передает управляющему софту увиденное. Серые и цветные квадратики оказываются не в полной мере серыми и цветными, на основании чего строятся графики отклонений от эталонных значений.
Стандартом точки баланса белого принято считать значение цветовой температуры дневного света 6500 Кельвин, вокруг которой пляшет фото- и видеопроизводство. Выше 6500К цвета делаются холоднее, а ниже —теплее. Почему зима и лето получаются «наоборот»? Имеется в виду не погода, а цвет накаливания условной вольфрамовой спирали — от красного к белому.
Все происходит довольно просто, если вы калибруете монитор или проектор, источником видео в котором является собственно компьютер. После замеров софт колориметра насильно прописывает видеокарте новый профиль, где учитываются штатные перекосы цвета, яркости и контраста. Понятное дело, не всем это помогает на 100%. Например, у большинства ноутбуков, включая тот, на котором пишутся эти строки, матрицы далеки от совершенства и физически не в состоянии адекватно охватить весь диапазон цветов и яркостей.
Но что делать, если источником видео у вас является медиаплеер и о ISF-калибровке остается только мечтать? Тогда придется учиться интерпретировать полученные данные замеров, а дальше лезть в доступные настройки и ручками-ручками…
Штатное ПО к модели ColorMunki Display проводит автокалибровку, но при этом не имеет обратной связи — не рисует графиков цветового локуса, кривых и прочего аналитического добра, над которым хочется поразмыслить. Подобные возможности присутствуют в софте старшей модели X-Rite i1Display Pro, использующей аналогичный оптический блок, но стоит на сто долларов дороже. Мир не без добрых людей — среди энтузиастов популярна бесплатная программа ColorHCFR, из которой можно получить исчерпывающие отчеты возможностей дисплеев и проекторов. К слову сказать, ее часто используют в тестах видеотехники. Итак, приступаем к ее загрузке.
В ColorHCFR прошиты собственные шаблоны, но желательно все-таки ориентироваться на тот источник, с которым в дальнейшем будет работать наш дисплей или проектор. Сами разработчики рекомендуют в качестве внешнего носителя “Digital Video Essentials: HD Basics” на Blu-ray. В сети несложно найти как копию, так и куски этого издания с соответствующими тестовыми изображениями.
При запуске ColorHCFR уточнит этот момент (использовать внешние или собственные тестовые изображения?), а также процедуру замера. В случае с телевизором следует повесить на него колориметр, чтобы он прижимался прямо к поверхности дисплея. В моем случае с проектором, колориметр был закреплен на штативе перед экраном таким образом, чтобы не считывать собственную тень. Для наибольшей точности последующих измерений, в разделе “Digital Video Essentials: HD Basics” запускался шаблон 100% белого. В это время ColorHCFR в реальном режиме через колориметр снимал и показывал величину светового потока — больше-меньше, пока не определялось наилучшее (в плане максимальной светоотдачи) размещение штатива с колориметром. Теперь можно было приступать к серым клинышкам.
Программа ColorHCFR просит запустить по очереди образцы от 0 (черного) до 100 (белого) с шагом 10IRE, т.е. добавляя по 10%. На каждом шаге производятся замеры яркости и уровня трех цветов, что впоследствии ляжет в основу нескольких наглядных графиков. Рассмотрим, что получилось. High-end проектор выглядел более-менее благополучно, поэтому для наглядности артефактов я специально привожу измерения базовых показателей дисплея немолодого, но мощного ноутбука Sony.
Первый график (Luminance) показывает световую отдачу при увеличении уровня белого в сигнале (ось Х). Референсный график обозначен белым пунктиром, и мы можем сравнить с ним фактические значения желтой кривой. На первый взгляд, все в порядке: реальный отклик матрицы всего чуть-чуть не дотягивает до референсного уровня и соответствует ему на максимуме белого. Графики дисплеев с проблемами динамического диапазона выглядят как сколиозный позвоночник: не спешат светлеть в тенях, зато с ростом яркости, наоброт, рано перебарщивают и клиппируют детали в светлых участках. Но и этот Sony хвалить рано.
Если включить на этом графике раздельную отдачу по трем каналам, виден крепкий избыток по синему и недосвет красного. Типичная ситуация с современными дисплеями, да и вообще с любыми источниками света вплоть до LED-лампочек — ведь в холодном спектре проще обеспечить требуемую яркость. Обратите внимание, что зеленый цвет находится в балансе: он вообще считается опорным и даже на совсем кривых дисплеях никогда не имеет серьезных отклонений.
График (Gamma) описывает контроль яркости картинки, т.е. насколько быстро кривая яркости выходит из темных участков. В теле- и киноиндустрии классическим значением гаммы мониторов является 2.
Этот график показывает разбаланс трех основных цветов в зависимости от яркости, а величину суммарного отклонения от референсного значения 6500 К описывает пурпурная кривая. Вы видите, что творится? Красный ниже ватерлинии, синий улетел куда-то в космос. Нам же надо, чтобы они максимально близко совпадали друг с другом, а величина ошибки не превышала значения 10, а в идеале 3-4. А то получается, что формально общая гамма хорошая, но рассчитывать на правильный баланс белого не приходится.
Диаграмму цветового охвата любят приводить при тестированиях телевизоров, но вообще, чтобы толком судить об отклонениях от референса, следует увеличивать координатную сетку.
Продолжение следует
Калибровка проектора своими руками: настраиваемые параметры, простые способы
Содержание
- Параметры, которые необходимо настроить
- Основы калибровки проектора: по каким принципам происходит этот процесс
- Как самостоятельно провести калибровку проектора
- Простая подгонка параметров под стандарты, указанные фирмой-производителем
- Этапы определения приоритетных характеристик
- Компьютерный вариант калибровки проектора
- Улучшение насыщенности цветовой гаммы кадров при помощи MS Power Point
После покупки и подключения проектора необходимо провести его калибровку. Причиной этому является то, что зачастую, изображение при стандартных настройках далеко не идеально. Правильно настроенный прибор позволяет весь доступный контент рассмотреть в гораздо лучшем качестве. Во избежание излишних затрат времени и финансов на вызов мастера, можно выполнить настройку самостоятельно. Результатом правильной калибровки проектора станет значительный прирост в качестве изображений и выводимой информации в целом.
Выбор хорошего устройства также может значительно влиять на качество итоговых кадров. Проверенными, сертифицированными приборами являются проекторы фирм: epson, wzatco, benq.
Не рекомендуется использовать устройства, которые попадают на наши рынки из Китая, так как, зачастую, это ширпотреб.
Параметры, которые необходимо настроить
Как настроить проектор? Ответ на данным вопрос будет дан ниже.
Существует несколько типов проекторов. Отличаться данные устройства могут принципами воспроизведения необходимого контента и качеством оного. Стандартный перечень характеристик и настроек может отличаться в зависимости от фирмы-производителя. Калибровка проектора поспособствует достижению наилучшего качества изображений и видео, в случае, если изначально оно не соответствует вашим пожеланиям.
Точная настройка проектора является кропотливым процессом, требует внимательности и концентрации на этой филигранной работе. Для настройки проектора вам потребуются некоторые инструменты, такие как: специально предназначенное программное обеспечение, изображение, которые послужат образцом, колориметр и спектрофотометр.
Рекомендуемая последовательности проведения калибровки такова:
- Показатель резкости (настраивается в первую очередь, так как это поможет в настройке дальнейших показателей и параметров)
- Чистота изображений (предотвращает различные неточности в передаче картинки, возможные помехи)
- Точность цветовой гаммы
- Показатель контраста изображений и видео
- Разрешение выдаваемой проекции
Изменения в уровне цветовой гаммы также имеют определённую последовательность:
- Контраст тёмных и светлых тонов
- Области улавливания серых оттенков
- Цветовая гамма
Для грамотного улучшения работы проектора настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту, но при желании это можно сделать и своими руками. В процессе настройки вам могут потребоваться некие узконаправленные знания и специализированные, довольно-таки дорогие, приборы. Более широкий спектр возможностей для настройки вам может предоставить платное ПО, но для первого раза можно использовать и бесплатный софт.
Основы калибровки проектора: по каким принципам происходит этот процесс
У фирм-производителей указаны некие эталоны характеристик, к которым следует стремиться при настройке проекторов и прочих, подобных им, устройств. Данные, соответствующие стандартам утверждённым производителем, можно отыскать в специализированных настроечных таблицах.
Существует два способа калибровки:
- Аппаратный способ. Процесс осуществляется изменением настроек самого прибора. Достоинством аппаратного способа калибровки является возможность откалибровать различные устройства, к примеру проектор, телевизор. Также позволяет добиться меньшего количества недостатков, при воспроизведении изображений и видео и увеличить яркость проектора.
Из недостатков данного способа стоит отметить то, что результат может определяться лишь техническими характеристиками прибора.
- Программный способ. Программный способ предлагает подобрать подходящую конфигурацию настроек, связанную с конкретным монитором. Громадным плюсом данного метода является то, что процесс калибровки проходит полностью автоматизировано, за редким исключением. Однако, использование этого метода требует наличие компьютера или же схожего устройства с ОС, которое позволит заняться настройкой цветовой гаммы.
Способ | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Аппаратный | вариант осуществляется путем изменения параметров самого прибора | позволяет откалибровать разные устройства: проектор, телевизор | результат определяется техническими возможностями устройства |
вызывает меньше дефектов на картинке, чем программный способ | трудный метод: при изменении одного показателя – меняются другие параметры | ||
Программный | предполагает для определенной модели создание оптимального профиля (цветового), связанного с конкретным монитором | в большинстве случаев процесс проходит автоматически | при наладке необходимо иметь компьютер, либо другое устройство с операционной системой, совместимой с имеющейся моделью, позволяющей работать с цветом |
Важно знать! При настройке различных устройств, квалифицированные профессионалы используют оба метода калибровки для достижения наилучшего эффекта.
Как самостоятельно провести калибровку проектора
Для одноразовой настройки проще всего будет пользоваться одним из этих методов:
- Ручной настройкой характеристик и параметров проектора, отталкиваясь от данных, которые соответствуют эталону.
- Использовав стандартную форму калибровки проекторов в свойствах экрана, предварительно подключив его к компьютеру или альтернативному устройству, которое поддерживает возможность настройки цветовой гаммы.
Если часто в семейном кругу просматриваются фотографии (слайды, презентации), то для улучшения картинки можно воспользоваться на компьютере встроенными в программу Power Point средствами.
Простая подгонка параметров под стандарты, указанные фирмой-производителем
С помощью этого способа можно настроить параметры насыщенности, контраста и слияния цветов. Как образец нужно использовать тестовое изображение, подаваемое с компьютера.
Для более качественной и точной настройки рекомендуется отключить дополнительные источники света, которые могут вызвать неточности и затруднить процесс калибровки подручными средствами. На проекторе следует выбрать режим пользовательской настройки.
Кроме освещения, на результат также могут повлиять: количество зрителей, уровень освещения в помещении, характеристики самого монитора, личные предпочтения пользователей.
Этапы определения приоритетных характеристик
- Первым делом, необходимо выбрать картинку, которая будет служить нам эталоном. Предпочтительно выбирать изображение и в светлых, и в тёмных тонах, в котором будут содержаться некрупные текстуры и мелкие детали.
- Обнуляем значения всех параметров до состояния заводских.
- Подбираем значения характеристик, до совпадения изображения на экране с эталонным.
- Проводим настройку яркости.
- Сохраняем значения, когда достигнем желаемого результата.
Критериями правильности настройки можно считать подобные признаки:
- Глаза не напрягаются при длительных сеансах работы с данным экраном и проецирование изображения проходит равномерно.
- Сравнивая результат с эталонными показателями, значения близки к идеалу.
- Изображение, воспроизводимое проектором, не оказывает пагубного влияния на глаза при разных расстояниях от экрана.
Подобная работа всегда выполняется на «глаз». Результат является лишь личностными предпочтениями индивидуума. Иногда, характеристики, полученные при настройке, могут не совпадать со стандартизированными эталонными значениями, указанными фирмой-изготовителем. Тем не менее, это совсем не означает, что они вам не подойдут и следует что-то изменять. Отталкивайтесь лишь от собственного комфорта.
Компьютерный вариант калибровки проектора
При помощи проектора, при желании, можно заменить компьютерный монитор, но также его можно использовать в сочетании с последним, в качестве дополнительного экрана.
Подключив устройство к компьютеру, необходимо провести его калибровку.
Для этого придётся использовать некоторые программы для улучшения качества изображения. Например, очень удобно брать изображение в сетку и улучшать по деталям, используя именно такой софт.
Довольно часто, чтобы соединить два 2 прибора, требуется VGA-DVI кабель, а также различные дополнительные переходники (их тип определяется необходимыми для синергии разъёмами).
Когда компьютер уже подключен к проектору с помощью соответствующих портов и проводников, необходимо открыть окно, позволяющее настроить новое оборудование, подключенное к вашему персональному компьютеру.
Процесс настройки выглядит таким образом:
- Открываем «Панель управления» через меню «Пуск» или иным, удобным вам способом.
- В разделе «Оформление», переходим в пункт «Экран».
- Открываем меню, позволяющее управлять настройками экрана.
- Если ПК уже определил новое подключенное к нему устройство, то вы должны увидеть несколько рабочих столов (скорее всего, два), и пункт, указывающий на наличие этих самых дополнительных экранов.
- На этом этапе необходимо обозначить требуемое разрешение экрана, так как в дальнейшем это облегчит процесс настройки параметров проектора.
В процессе дублирования изображения, могут возникать различные ошибки. Это означает, что разрешение не соответствует подходящим параметрам и его следует изменить.
Если же всё-таки выскочила ошибка, в которой говорится о том, что сигнал невозможно опознать или же изображение на проекторе стало мутным, некачественным, теряется фокус – опять же требуется сменить разрешение на вашем персональном компьютере, дабы разгладить картинку. Каждый проектор имеет чётко установленный, необходимый ему показатель разрешения. Эту информацию можно извлечь из пособия по эксплуатации или же инструкции, которая идёт в комплекте.
Помимо этого, специалист также может провести юстировку, что также значительно улучшит итоговый результат.
Сам процесс компьютерной настройки происходит следующим образом:
- Открываем вкладку «Экран» на панели управления.
- Переходим в раздел меню «Калибровка»
- Открывшееся окно состояния переносим в удобное для вас место на экране.
- Следуем инструкциям, указываемым вам в данном окне.
- Компьютер автоматически подберёт наиболее оптимальную и подходящую вам палитру цветов, настроит яркость и контрастность изображения.
Главным и наибольшим плюсом компьютерного метода калибровки мониторов является его самостоятельное проистечение. Вам необходимо лишь запустить процесс и наслаждаться полученным, наиболее приятным глазу, результатом настройки.
Улучшение насыщенности цветовой гаммы кадров при помощи MS Power Point
В дополнение к двум вышеописанным методам, некое улучшение визуальных параметров картинки можно достигнуть при помощи стандартных инструментов Power Point.
Действовать при этом необходимо таким образом:
- Запускаем программу MS Power Point
- Находим вкладку «Показ слайдов»
- В данной вкладке находим пункт «Воспроизведение изображений при помощи проектора»
- Изменяем качество кадров, использую при этом пункт меню «Разрешение»
Важно! Результат, который удастся достичь в итоге, является лишь отображение личностных предпочтений и вкусов. Если данным устройством пользуетесь не только вы, то следует проводить эту настройку совместно с теми, кто также будет использовать сей проектор.
Настройка проектора подобным образом, является, пожалуй, единственным средством, которое помогает сделать кадры более реалистичными, наполнить изображения глубиной.
При калибровке лишь своего проектора будет невыгодным приобретение специализированного оборудования. Исходя из этого, для экономии средств и времени, настоятельно рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту, или же попытаться откалибровать проектор самостоятельно, подручными средствами, одним из предложенных в этой статье способов.
Помните, качественная калибровка всегда будет радовать глаз и предоставлять пользователю максимальный комфорт.
Как откалибровать фронтальный проектор
Как откалибровать фронтальный проектор? Фронтальные проекторы физически ограничены в некоторых дисциплинах, таких как цветовая гамма и контрастность. Чтобы получить нейтральные оттенки серого и наилучшую детализацию в тенях и светах, вам необходимо настроить передний проектор так же хорошо, как вы это сделали с монитором. Но есть что-то особенное в калибровке фронтального проектора.
Ознакомьтесь с самым быстрым, точным и простым в использовании инструментом калибровки монитора, когда-либо созданным Datacolor >
Общие сведения о калибровке проектора
- Выполняйте калибровку фронтального проектора в полностью темной комнате.
Имейте в виду, что черный цвет на экране вашего проектора настолько темный, насколько темны стены рядом с экраном или вокруг него. - Требуется штатив для крепления SpyderXELITE.
В корпус датчика SpyderX входит крепление для штатива. Он такого же размера, как у вашей камеры внизу, поэтому подойдет любой штатив для камеры.
Калибровка экрана проектора
Калибровка проектора SpyderX Калибровка проектора SpyderX Калибровка проектора SpyderX Калибровка проектора SpyderX
- Запустите SpyderX ELITE и выберите «Проектор» в меню «Тип дисплея».
- В окне «Настройки калибровки» выберите «Гамма 2.2», «родная точка белого» (не регулировать — рекомендуется) и для параметра «Яркость» также «Не регулировать — рекомендуется».
В качестве альтернативы вы также можете выбрать белую точку 6500 Кельвинов, но имейте в виду, что это снизит яркость вашего фронтального проектора, потому что один или два цветовых канала будут обрезаны после коррекции точки белого. - В «Дополнительных настройках» выберите «Калибровка баланса серого» «Выкл. — рекомендуется», которая требуется для фронтальных проекторов, использующих технологию DLP. На фронтальных проекторах, использующих другую технологию, вы также можете выбрать опцию «Быстрее».
- Установите SpyderX ELITE на штатив и разместите датчик на расстоянии 30 см от экрана. Линза сенсора должна быть обращена к экрану. Программное обеспечение SpyderX ELITE компенсирует тень, создаваемую SpyderX ELITE на экране.
- Датчик SpyderX Elite измеряет очень сфокусированное пятно. Направьте датчик немного влево или вправо, чтобы датчик не измерял тень, которую он создает на экране
- Обеспечьте полную темноту в комнате во время процесса калибровки проектора, чтобы получить наилучшие результаты.
Посмотрите самый быстрый, точный и простой в использовании инструмент для калибровки монитора, когда-либо созданный Datacolor >
Часто задаваемые вопросы о калибровке проектора
Нужно ли калибровать проектор в темной комнате?
Во время калибровки проектора в комнате должно быть как можно меньше света.
Выньте лампу из проектора, чтобы убедиться, что она не взорвалась, не треснула и не потемнела.
Штатив для крепления SpyderXELITE требуется, но не входит в комплект оборудования. Не беспокойтесь! Датчик SpyderX имеет крепление для штатива, встроенное в его корпус. Крепление имеет тот же размер, что и ваша камера внизу, поэтому вам будет удобно работать с любым штативом для камеры. Просто поместите SpyderX на штатив и следуйте инструкциям, указанным выше, для калибровки фронтального проектора.
Со SpyderX вы можете быть уверены, что то, что вы видите на экране, является наиболее точным представлением изображения. Когда вы начинаете редактирование и знаете, что цвета на вашем проекторе точны, вы можете уверенно контролировать каждый аспект вашего изображения. Ваш результат будет соответствовать тому, что вы видите на экране, и лучше отражать ваше творческое видение.
Вот несколько отзывов клиентов SpyderX после калибровки с помощью нашего продукта для калибровки проектора
«Datacolor Я приветствую вас, SpyderX Pro — это новый эталон, который полностью меняет правила игры». — Дэниел Вретам, фотограф-пейзажист
«Это невероятно точно и быстро. Я думаю, что SpyderX максимально близок к правильному решению. Я был впечатлен — так просто, так легко, так надежно». -Robert Smith
«Мне нужно что-то простое — я хочу подключить его и знать, что оно откалибровано, чтобы я мог ожидать отличных результатов». -Гленн Куянсуу
Кто такой Datacolor?
У Datacolor американское сердце, швейцарская душа и международное видение. Наша компания, базирующаяся в Лоренсвилле, штат Нью-Джерси (США), зарегистрирована на швейцарской фондовой бирже, имеет офисы и представителей более чем в 100 странах. Наши решения для управления цветом создаются и поддерживаются увлеченными своим делом сотрудниками и сертифицированы по нескольким отраслевым стандартам.
Наша миссия состоит в том, чтобы предоставить нашим клиентам возможность принимать объективные, экономичные и разумные решения по цвету, которые идеально подходят для индивидуальных рабочих процессов. Решениям Datacolor доверяют более миллиона клиентов, работающих в области текстиля и одежды, лакокрасочных материалов, пластмасс, фотографии, дизайна и многих других отраслей:
- Более 1 миллиона фотографов и творческих специалистов используют продукты Datacolor SpyderX.
- Более 80 из 100 ведущих брендов текстиля и одежды выбрали решения Datacolor.
- Более 10 000 бизнес-клиентов ежедневно полагаются на приборы и программное обеспечение Datacolor.
Готовы откалибровать фронтальный проектор? Нажмите здесь, чтобы найти правильное решение >
Оптимизация вашего проектора для HDR
Расширенный динамический диапазон (HDR) — это самое значительное улучшение качества видеоизображения с тех пор, как на рубеже тысячелетий высокое разрешение заменило стандартное разрешение. Это гораздо важнее, чем увеличение количества пикселей с 19.От 20×1080 (HD) до 3840×2160 (UHD 4K) или даже 7680×4320 (UHD 8K). При обычном расстоянии от сидения разница между этими разрешениями в лучшем случае едва уловима, но улучшение, предлагаемое HDR по сравнению со стандартным динамическим диапазоном (SDR), совершенно очевидно практически с любого расстояния.
По крайней мере, на современных плоских телевизорах, которые предлагают огромный диапазон между пиковой яркостью и уровнем черного. У проекторов гораздо более низкая пиковая яркость, и только лучшие из них имеют уровень черного, близкий к уровню хорошего плоского экрана. И все же многие проекторы сегодня рекламируют свою способность принимать и отображать HDR-контент.
Учитывая эту реальность, действительно ли возможно получить хорошее HDR-изображение с проектора? Я говорю да, хотя некоторые эксперты назвали бы это не настоящим HDR, а скорее «расширенным динамическим диапазоном» (EDR), который находится где-то между SDR и HDR. Будет ли он таким же ярким, как плоская панель? Конечно нет. Будет ли смотреться лучше, чем SDR с того же проектора? Абсолютно, если вы оптимизируете настройки комнаты, экрана и проектора.
Что влечет за собой эта оптимизация? Я спросил трех выдающихся калибраторов, что они думают о том, как добиться наилучшего качества HDR-изображения от проектора: Дэвида Абрамса из Avical, Криса Диринга из Deep Dive AV и Кевина Миллера из ISFTV.
Если вы не в курсе всей темы HDR, рекомендую начать с моей статьи «HDR от А до Я». Затем вернитесь сюда, чтобы узнать, что вам нужно знать, чтобы получить максимальную производительность HDR от вашего проектора.
Окружающая среда
Комната с полностью контролируемым освещением имеет решающее значение для наилучшего качества HDR. Как говорит Крис: «Условия в помещении для HDR в основном такие же, как и для SDR. Вы хотите иметь возможность максимально контролировать условия, чтобы получить наилучшую презентацию. Окружающее освещение может иметь большое влияние на контрастность дисплея и может размытие изображения при просмотре более темных изображений, поэтому подготовка комнаты в надлежащем состоянии для просмотра имеет большое значение».
Кевин отмечает, что цвет комнаты не менее важен. «Светлые поверхности отражают свет от проектора на экран. Черная стена экрана идеальна, потому что она поглощает любой отраженный рассеянный свет. Потолки также представляют собой проблему. идеально подходит для наилучшего восприятия и производительности любой системы фронтального проецирования (см. рис. 1). Конечно, цвета также отражаются на экране».
Рис. 1: Это пример идеальной проекционной среды — полностью черный.
Дэвид соглашается, добавляя: «Плоский дисплей — это закрытая система, в которой внешние факторы не влияют на производительность дисплея, а скорее на наше восприятие дисплея. В системе фронтальной проекции свет проходит через само помещение. , поэтому комната является огромной частью спектакля. Светлые стены или освещенная комната уменьшают контрастность системы. В домашнем кинотеатре с фронтальной проекцией комната является частью системы; если она светлая, она минимизирует контраст, а если темно, максимизирует контраст».
Экран
Точно так же экран имеет решающее значение. Я слышал, что некоторые говорят, что высококонтрастный экран с подавлением внешней засветки (ALR) лучше всего подходит для HDR, но Кевин не согласен. «По моему мнению, единственное хорошее применение для этого типа экрана — это когда пользователь планирует большую часть времени просматривать изображение при окружающем освещении в комнате. Это далеко не идеальный вариант ни для HDR, ни для SDR. Экраны ALR обычно вызывают цветовой сдвиг. , и иногда они отрицательно влияют на гамму.
«Кроме того, не рекомендуется использовать материал с высоким коэффициентом усиления, — продолжает он, — обычно я рекомендую коэффициент усиления не выше 1,3. В лучшем из возможных миров единичное усиление (1,0) даст вам наилучшую производительность, если у проектора достаточно светоотдачи для HDR. Я рекомендую попытаться достичь максимальной светоотдачи 30 фл (примерно 100 нит) для HDR в системе с фронтальной проекцией».0003
Дэвид утверждает, что лучший экран зависит от нескольких факторов. «Проектор, помещение, звуковая система и предпочтительные зрительские привычки клиента влияют на выбор материала экрана. Например, если динамики собираются размещать за экраном, вам необходимо учитывать потенциальные потери света из-за перфорированного экрана или отражательная способность тканого экрана. Что насчет разрешения? Чем выше разрешение проектора, тем выше должно быть разрешение экрана.
«При работе с HDR я рекомендую не менее 100 нит, калибровка. Это правило? Нет, но я обнаружил, что это отличная цель при реализации HDR в системах фронтальной проекции. Как только у меня будет 100 нит, измеренное после калибровки, я могу дополнительно оптимизировать другие факторы. Например, если я не могу получить 100 нит на Stewart Filmscreen StudioTek 100, я могу перейти на StudioTek 130, но как далеко вы продвинетесь? Вы не хотите жертвовать слишком большим разрешением, чтобы максимизировать яркость, поскольку яркость — это еще не все. Есть много факторов, которые следует учитывать; если и существует одно правило, так это то, что одно решение не подходит для всех».0003
Крис привносит в обсуждение немного математики. «Сохранение света важно, потому что вам нужен дополнительный запас для правильной работы тонального отображения HDR. Поэтому, в зависимости от размера экрана и выходной мощности проектора, вам нужно учитывать, сколько света вы получите в целом. , экран с твердой поверхностью с коэффициентом усиления 1,3 дает на 50 % больше света, чем экран того же размера из тканого материала! также нужно быть осторожным с неблагоприятными артефактами, такими как горячие точки, блеск и текстура, которые могут отвлекать и снижать разрешение и восприятие деталей».
Я также слышал, как кто-то выступает за использование экрана меньшего размера для увеличения пиковой яркости. Но, как указывает Дэвид: «Меньшие размеры экрана обеспечивают более высокую яркость, но в большинстве систем с фронтальной проекцией чем выше яркость, тем выше уровень черного. Можно ли добиться HDR-изображения с яркостью 140 нит? Да. Будет ли уровень черного быть слишком высоким? Возможно.
Основные пользовательские элементы управления
После того, как вы оптимизировали комнату и выбрали правильный экран, следующим шагом будет настройка основных пользовательских элементов управления (яркость, контрастность, цвет, оттенок) для HDR. Все калибраторы, с которыми я разговаривал, настоятельно рекомендуют использовать Spears & Munsil 9.0193 UHD HDR Benchmark UHD Blu-ray тестовый диск для установки этих параметров (см. рис.2)
Рис. 2а. На этом снимке экрана с шаблоном яркости Spears & Munsil видно, что регулятор яркости установлен на слишком высокое значение. (С разрешения Spears & Munsil)Рис. 2b: Здесь регулятор яркости установлен на слишком низкое значение; никакая часть узора не видна на черном фоне. (С разрешения Spears & Munsil)Рис. 2a: Здесь регулятор яркости установлен правильно. (Courtesy Spears & Munsil)
По словам Кевина, «Вы не должны настраивать какие-либо параметры без тестового материала. Настройки контрастности могут изменить отслеживание EOTF. Увеличение контрастности может сделать кривую немного ближе к эталону, но я не рекомендую. В какой-то момент это начнет делать белые цвета размытыми и лишенными деталей, состояние, называемое отсечением белого (см. рис. 3). Это то, с чем я много экспериментировал в течение последних нескольких лет. Регулировка яркости уровень черного, поэтому вам понадобится тестовая таблица уровня черного HDR10, чтобы получить его правильно (см. рис. 2). Что касается цвета и оттенка, я не видел необходимости изменять настройки по умолчанию для этих параметров в каких-либо текущих проекторах».
Рис.
UHD HDR Benchmark предлагает свои тестовые шаблоны, обработанные и закодированные с различными уровнями пиковой яркости, от 600 нит до 10 000 нит (см. рис. 4). Какой из них следует использовать для настройки пользовательских элементов управления проектора? Кевин рекомендует использовать самый низкий уровень (600 нит), а Крис предлагает более комплексный подход, который также требует больше работы. «Возможно, вы захотите посмотреть на несколько разных кодировок, чтобы понять, как проектор обрабатывает контент при разных уровнях пиковой яркости. В конце концов, есть коммерческий контент, который был обработан при пиковой яркости 1000, 2000 и 4000 нит. Например, вы можете обнаружить, что вам нужны разные настройки контрастности для разных уровней мастеринга, чтобы избежать отсечения».
Многие проекторы предлагают дополнительный пользовательский контроль в режиме HDR, который влияет на EOTF (электронно-оптическую передаточную функцию), которая определяет, сколько света выдает проектор в ответ на различные значения яркости в сигнале. Epson называет этот элемент управления «Настройка HDR10» или «Настройка HLG» (в зависимости от формата сигнала), в то время как JVC называет его «Уровень HDR», а Sony называет его «Контраст HDR».
Итак, как конечные пользователи должны настроить элемент управления EOTF? Как объясняет Крис, «этот параметр обычно определяет степень сжатия, применяемого к изображению. Сигнал HDR был закодирован с более высокой пиковой яркостью, чем может воспроизвести проектор, поэтому его необходимо сжать, чтобы он соответствовал более низкой светоотдаче проектора. , процесс, называемый тональным преобразованием (см. рис. 5). Подобно сжатию динамического диапазона в музыке, он уменьшает разницу между самой низкой и самой высокой частями контента. Чем больше вы сжимаете, тем ярче становится общее изображение по мере того, как разница между максимумами и минимумами меньше. Чем меньше сжатия вы используете, тем больше сохраняется динамический диапазон, но тем темнее общее среднее изображение».

Крис продолжает: «Многие люди думают, что им нужен более широкий динамический диапазон, хотя на самом деле они хотят, чтобы изображение было ярче. Они связывают HDR с более ярким изображением. общее изображение более яркое, что отличает его от изображений SDR. контент для просмотра по сравнению с тем, какой пресет обеспечивает наиболее сбалансированный подход к разнообразному контенту. Обычно я просматриваю несколько различных фрагментов контента, демонстрирующих переменные. У меня есть контент, который в целом довольно темный с небольшим динамическим диапазоном, контент с умеренным общим APL (средний уровень изображения) и более соответствующий «норме», а также контент с высоким APL, который, скорее всего, будет обрезаться или выглядеть действительно переобработанным. если клиент выбирает пресет с большим сжатием. Я просматриваю контент вместе с клиентом, демонстрирую плюсы и минусы различных пресетов и позволяю им выбирать свои предпочтения, поскольку на этот вопрос нет «правильного» ответа». 0003
Кевин дает несколько конкретных советов: «У Epson около 15 различных настроек, с которыми, как мне кажется, трудно справиться любому. Я обнаружил, что настройки с 5 по 8 обычно дают наилучшие результаты. Чем выше число, тем темнее средние тона получаются. Мой совет: посмотрите на довольно темный фрагмент контента, например, на начальную сцену Выживший , и отрегулируйте управление так, чтобы самые темные области изображения не были раздавлены и не были лишены деталей. Если вы переборщите с этим, светлые области изображения начнут выглядеть размытыми».
Начало The Revenant предлагает несколько отличных низкоуровневых изображений, помогающих установить элемент управления EOTF. (Twentieth Century Fox)Калибровка
Конечно, чтобы добиться максимальной производительности любого дисплея, необходима профессиональная калибровка. Я спросил экспертов, как они подходят к калибровке HDR на проекторах.
По словам Криса, «Калибровка проектора для HDR — это не то же самое, что и для плоского HDR-экрана. Как я уже упоминал ранее, проекторы применяют карту тонов, указанную производителем, которой нельзя манипулировать; ‘ из пресетов, которые обычно представляют собой просто разные уровни сжатия.0003
«Итак, я выполняю калибровку карты тонов так же, как вы калибровали бы систему динамического контраста. Оба эти процесса манипулируют гаммой, так что вам нужно убедиться, что остальные переменные оптимизированы. Обычно я калибрую в SDR. режим для BT.709 или P3 внутри контейнера BT.2020 (см. рис. 6), а также точку белого D65 и линейность оттенков серого RGB с гаммой 2,2. Затем я применяю эти настройки к режиму HDR, который задействует отображение тонов и работайте с клиентом, чтобы выбрать предпочтительный пресет отображения тонов».
Рис. 6. Три наиболее распространенные цветовые гаммы — BT.709, P3 и BT.2020. В HDR BT.709 и P3 кодируются в контейнере BT.2020. Обратите внимание, что на этой диаграмме BT.709 и BT.2020 называются Rec.709 и Rec.2020, что является распространенным неправильным названием.
Дэвид жалуется, что «секретный соус» каждого производителя для тональной компрессии делает калибровку особенно сложной задачей. Он хочет, чтобы производители проекторов позволяли калибраторам полностью отключать отображение тонов при калибровке режима HDR. «Если производитель не предоставляет способ отключения тональной компрессии, становится трудно количественно определить, что они с ней делают. Например, начинает ли конкретный производитель тональную компрессию с 20%? 50%? Где-то еще?
«Я бы хотел, чтобы производители разрешили оптимизировать проектор в HDR с отключенным отображением тонов. Затем калибратор мог бы включить отображение тонов и настроить оттенки серого и настройки CMS по мере необходимости.
«Вот что я хотел бы уметь делать:
- Шаг 1: Отключите отображение тонов.
- Шаг 2. Откалибруйте проектор в соответствии с BT.2020 и SMPTE ST 2084 (PQ) до упора.
- Шаг 3: Введите данные из шага 2 в модуль тонального отображения проектора.
«В идеале проектор оптимизировал кривую тонального отображения, насколько это возможно, чтобы точно передать первоначальный замысел художника.» В этом заключается идея тонального преобразования JVC с адаптацией к кадру (см. рис. 5b).
Хотите больше подобных статей?
Подпишитесь, чтобы получать всестороннюю информацию о технологиях проекторов от ProjectorCentral прямо на ваш почтовый ящик.
По словам Криса, проекторы JVC фактически позволяют калибратору заменять гамма-кривую для PQ EOTF в режиме HDR, что, по сути, и требует Дэвид. Но это несколько запутанный процесс, требующий использования программного обеспечения JVC. Таким образом, гораздо проще просто откалибровать режим SDR и перенести эти значения в режим HDR.
Ответ Кевина довольно прост. «Мой подход такой же, как и с SDR. Установите уровень белого (пиковая светоотдача), уровень черного, а затем найдите наилучшую кривую EOTF в машине. Затем перепроверьте уровень черного, чтобы убедиться, что он по-прежнему правильный. цвет в основном с помощью элементов управления оттенками серого. В большинстве случаев (JVC, Epson и Sony) настройка CMS не рекомендуется; вам нужно собственное цветовое пространство проектора, которое либо близко к P3, либо ниже его, а не за его пределами. , в моделях JVC CMS недоступна в режиме HDR.»
Он продолжает: «Я использую настройку SDR проектора для HDR, когда у меня есть источник, такой как процессор Lumagen или один из лучших проигрывателей Panasonic UHD Blu-ray, для создания тональной компрессии для HDR. На самом деле, оба этих источника лучше справляются с отображением тонов, чем любой другой проектор на рынке». В этом случае вы должны откалибровать режим SDR до 100 нит (или любого другого значения истинной пиковой светоотдачи проектора) и позволить процессору или проигрывателю выполнить тональную компрессию.
Оценка
После оптимизации вашей комнаты, экрана, пользовательских элементов управления и калибровки пришло время взглянуть на реальный контент, чтобы увидеть, как работает ваш проектор. У Криса есть несколько рекомендаций: «Посмотрите демонстрационный материал на диске Spears & Munsil (см. рис. 7) при разных уровнях пиковой яркости».
Он продолжает: «Кроме того, посмотрите на экстремальные примеры темного и яркого контента; мне нравится Бегущий по лезвию 2049 и Выживший для темных изображений и Мэг и Звездный десант для ярких изображений. Это поможет вам понять, как отличаются предустановки тонального отображения для экстремальных примеров цветокоррекции HDR. Вы, вероятно, обнаружите, что вам нужны разные предустановки, если тональное отображение проектора не адаптируется к кадру, и вы можете принять к сведению, что лучше всего подходит для разных классов».
Мег включает в себя несколько очень ярких сцен. (Warner Bros. .) Кевину также нравится монтаж Spears & Munsil. «Это действительно хорошо, в основном, для зеркально-светлых деталей. Обратите внимание на отсечение деталей на более ярких белых изображениях. Это очень хорошо для тонких деталей в тенях и настройки режима HDR, как упоминалось ранее, обычно для осветления слишком темных средних тонов».
HDR против SDR
Несмотря на то, что постоянно создается все больше и больше HDR-контента, вы по-прежнему будете смотреть много SDR на долгие годы. Но поскольку проецируемое изображение имеет гораздо меньшую яркость, чем плоская панель, есть ли большая разница между ними в системе на основе проектора? В частности, SDR рассчитан на 100 нит, что примерно столько же, сколько могут сделать многие проекторы. Если HDR тоже показывается на 100 нит, какая может быть разница?
Эта сцена из фильма «Бегущий по лезвию 2049» очень темная, с большим количеством мелких деталей в тенях. (Columbia Pictures) По словам Криса, «это зависит от того, как вы хотите представить SDR. SDR использует относительную гамму, поэтому ее можно адаптировать к любому уровню освещенности. Если вы используете все 100 нит для SDR и HDR, разница может не будет ярко выраженным, поскольку тональная компрессия проектора должна «на лету» оценивать HDR-контент до того же уровня освещенности (100 нит). HDR-изображение по-прежнему будет иметь преимущества 10-битного разрешения — лучшее очерчивание цвета и оттенков серого с меньшей вероятностью артефактов, таких как полосатость или искажение, и более широкой цветовой гаммой, а также более широким диапазоном сигнала, что может обеспечить различный общий вид в зависимости от выбора цветокоррекции.
«Это то, что многие люди начинают делать, потому что это сохраняет больший динамический диапазон для контента SDR, который был оценен на 100 нит.
«С другой стороны, если вы используете, скажем, 50 нит для SDR и полные 100 нит для HDR, и тональное отображение пытается сохранить типичный диапазон SDR в пределах этих 50 нит, что трудно сделать с большей частью встроенной обработки проектора — вы получите немного больше верхнего диапазона для светлых участков в HDR по сравнению с классом SDR. Это может сохранить немного больше HDR-вида по сравнению с SDR-видом».
Кевин не выступает за использование одинаковой максимальной яркости для HDR и SDR. «100 нит — это уровень яркости для SDR на плоскопанельном телевизоре или студийном мониторе. На потребительском проекторе вам повезет, если вы сможете получить 100 нит пиковой яркости для HDR, что слишком ярко для контента SDR. Для SDR, Я обычно снимаю при 15-18 fL (от 51 до 62 нит). Для HDR минимальная цель — 100 нит, но лучше от 120 до 150».
Как насчет уровня черного; разве это не должно быть одинаковым в обоих случаях? Не обязательно, по крайней мере, в самом содержании. Как объясняет Крис: «В конечном счете, черный пол должен быть одинаковым для обоих классов, но бывают случаи, когда HDR-контент имеет приподнятый черный пол по сравнению с SDR-классом. Я считаю, что это связано с неправильным пониманием отображения цифровых уровней в различные мониторы для мастеринга. Примеры включают Interstellar и Lucy , оба из которых имеют более высокий уровень черного на UHD HDR Blu-ray по сравнению с их аналогами SDR ».
Кевин обычно по-разному устанавливает уровни черного проектора для SDR и HDR. «Уровень черного совсем не обязательно одинаков. На многих проекторах их нужно задавать отдельно. Например, на большинстве проекторов Sony уровень яркости для настройки уровня черного значительно отличается в HDR от SDR».
Другое различие между HDR и SDR заключается в EOTF: SDR использует относительную гамму, а HDR использует абсолютную PQ. Как это влияет на сравнительный вид? Как объясняет Крис: «Поскольку вы пытаетесь сохранить как можно больший диапазон в меньшем контейнере, вам нужно выделить определенное количество для каждой части общего диапазона. Итак, если вы представляете первые 100 нит (часть SDR ) только при самых низких значениях 20-30 нит всего диапазона, чтобы дать больше места для бликов HDR, изображение в целом будет темным большую часть времени, потому что большая часть того, что вы смотрите, отображается без особого света. что-то, над чем у вас обычно нет большого контроля.
«Это та же проблема, с которой сталкиваются плоские панели. Люди привыкли смотреть 100-нит SDR-контент с яркостью 200-400 нит, потому что их плоские панели обычно работали на более яркой стороне, поскольку большинству людей нужны яркие изображения. Но теперь, потому что PQ, этот диапазон фиксируется на первых 100 нит, что значительно темнее, чем то, что они смотрели раньше.Теперь HDR-контент выглядит темным и скучным в тех же условиях просмотра, потому что в целом он примерно в два или три раза тусклее.
«Мы видим различные решения для сжатия, которые внедряются, чтобы «исправить» это, что просто восходит к тому, что я говорил ранее: люди думают, что им нужен широкий динамический диапазон, но на самом деле им нужна более высокая яркость, которая на самом деле уменьшает динамический диапазон, потому что сигнал более сжат. Мы видели все это раньше с музыкой, и я думаю, что HDR в конечном итоге пойдет по тому же пути с точки зрения извлеченных уроков и тенденций, которые мы, вероятно, увидим в отношении сжатия контента».
UHD HDR Benchmark включает сегмент «бабочки» HDR/SDR в демонстрационном материале (см. рис. 7), который показывает один и тот же контент в HDR и SDR рядом. Это отличный способ увидеть разницу между HDR и SDR на одном экране.
Экономические реалии
Как отмечает Крис, «HDR с проекторами — это разочаровывающее занятие, и большинство производителей не упрощают конечному пользователю бездельничать и наслаждаться, как мы смогли с SDR. Прямо сейчас, единственный производитель, который делает действительно адаптивную к кадру обработку HDR, — это JVC, и даже его решение время от времени требует вмешательства.Внешние процессоры от таких производителей, как Lumagen и madVR, — действительно единственное решение, если вы хотите тональное отображение, которое адаптируется к широкому спектру контента. и обеспечивает спокойный подход ко всему контенту». Имейте в виду, однако, что Lumagen Radiance Pro добавит к вашему бюджету не менее 6000 долларов, а madVR Envy Pro — крутые 12000 долларов!
Дэвид соглашается, поднимая некоторые дополнительные экономические реалии. «Для HDR вам нужна высокая светоотдача, а это означает больше денег. Если я могу получить 100 нит от определенного проектора на определенном экране, это с цветом P3? Чтобы получить цвет P3, проектору нужно цветовое колесо DCI или фильтр для перемещения на световой путь, который рассеивает свет примерно на 40%!Ну тогда, мне нужно получить более яркий проектор, так что проектор за 10 000 долларов теперь стоит 30 000 долларов за 100 нит с цветом P3 на конкретном экране.
«Подождите, это еще не все! Этот проектор за 30 000 долларов в пять раз громче из-за вентиляторов, охлаждающих более яркий источник света, так что теперь мне нужен ящик для тишины. О, и мне нужен HVAC для ящика для тишины, так что теперь он стоит 50 000 долларов! Вы очень быстро поднялись с 10 000 до 50 000 долларов, просто чтобы получить цвет P3 с яркостью 100 нит и при этом уменьшить шум от проектора. ? Мне не нужна красная кока-кола, если быть точнее, а огонь, ну, это не имеет большого значения. Я получу светоотдачу и контраст и пожертвую всеми улучшениями цвета.
Ваш комментарий будет первым